
Лекция посвящена понятию sensus communis (общего чувства) и его применению к кинематографическому образу и образам масс-медиа.
Понятие sensus communis (общее чувство) Иммануил Кант рассматривает в «Критике способности суждения». У Канта это понятие противопоставляется его аналогу в английской традиции – понятию common sense (здравый смысл). В эстетической философии Канта sensus communis становится необходимой составляющей антиномии вкуса, показывая, каким образом эстетические суждения могут претендовать на универсальность, несмотря на их субъективность. В поздней работе «Спор факультетов» Кант заново затрагивает эту тему, но уже в связи с политическим контекстом Великой французской революции. Дальнейшее развитие понятия sensus communis связано уже не с активностью революционных масс, но и развитием массового общества в целом. В частности, речь идет о попытках создания теории политического суждения на основе кантовской эстетики (Х. Арендт) и об интерпретации кантовского «энтузиазма» в терминах аналитики возвышенного (Ж.-Ф. Лиотар). Sensus communis оказывается возможным трактовать как то, что превышает возможности и индивидуального восприятия, и социального согласия, а апеллирует «логике целого» (см. Ж. Делёз. Кино. Образ-время), которая, в свою очередь, реанимирует утраченную логику стихий досократиков.
Олег Аронсон – кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора эстетики Института философии РАН. Автор книг «Метакино» (2003), «Коммуникативный образ» (2007), «Силы ложного. Опыты неполитической демократии» (2017), «Кино и философия. От текста к образу» (2018). Лауреат премии Андрея Белого (2008) и премии Александра Пятигорского (2018).
Лекция пройдёт в рамках проекта «Kants Kunst | Искусство Канта».